Накануне европейской выставки деловой авиации EBACE 2012, аналитическая компания Teal Group оценила разработки и перспективы основных производителей самолетов авиации общего назначения
Накануне европейской выставки деловой авиации, аналитическая компания Teal Group оценила разработки и перспективы основных производителей самолетов авиации общего назначения. По мнению экспертов компании, на горизонте отрасли бизнес-авиации появились «светлые пятна». И хотя некоторые ключевые регионы, такие как Европа, продолжают бороться с последствиями экономического кризиса, США и развивающиеся рынки начинают выходить из более чем трехлетних «финансовых страданий». «Налицо все признаки улучшения рыночной ситуации», говорит аналитик и вице-президент Teal Group Ричард Абулафиа. «Ключевые ведущие показатели обнадеживают. Корпоративные прибыли и другие глобальные показатели богатства выросли очень хорошо. Доступность подержанных бизнес-джетов упала до «здорового» уровня». Однако он предостерегает: «Ценообразование на рынке по-прежнему «слабое», и еще есть несколько темных пятен в мировой экономике, что может осложнить восстановление. Тем не менее, есть достаточно позитивные признаки того, что рынок стоит на пороге «скромного» улучшения».
Такой прогноз будет приветствоваться разработчиками нижнего сегмента бизнес-джетов, которые наиболее сильно почувствовали снижение на американском рынке — ведь это главный регион для таких самолетов. В период с 2008 по 2011 годы поставки бизнес-джетов стоимостью до $ 25 млн. сократились на «катастрофические» 56,4%. «Спрос из США находится сейчас на уровне менее половины общего объема рынка бизнес-джетов. Чтобы восстановиться полностью необходимо, чтобы спрос в США возобновил свой рост, по крайней мере, возвратился к прежним уровням», добавляет Ричард Абулафиа.
Последнему прогнозу Teal Group, выпущенному в конце прошлого месяца, предсказывается 6% роста в этом году, 8% в 2013 году, и четырехлетний период восстановления с 12-процентным ежегодным ростом начиная с 2014 года. По словам Абулафиа, это консервативный прогноз, который основан на финансовой осторожности заказчиков из-за последствий глобального кредитного кризиса. «К сожалению, с такими темпами роста мы не увидим восстановления максимального уровня поставок 2008 года до 2015 года», комментирует он.
А сейчас посмотрим, какие новые разработки от мировых производителей бизнес-джетов могут выйти на рынок в ближайшее время.
BOMBARDIER
Предстоящее десятилетие будет неоднозначным для Bombardier, которая конкурирует во всех секторах традиционного спектра бизнес-джетов с линейкой Learjet, Challenger и Global. Производитель признает, что рынок средних Learjet 60XR, легких 45XR и 40XR был проблемным, но работа над последним членом семейства — средним Learjet 85 — продолжается по графику. Этот композитный самолет планируется ввести в эксплуатацию в 2013 году.
Global 7000
В отличие от Learjet, более крупные самолеты не так сильно пострадали от кризиса. Руководство производителя признает, что объем портфеля заказов Challenger и Global восстанавливается быстрее, чем сегмент легких самолетов.
Рост международного туризма подвигнул Bombardier к запуску в 2010 году ультрадальних Global 7000/8000, которые планируется ввести в строй в 2016 и 2017 соответственно. «Мы выбрали и объявили всех основных поставщиков и сейчас активно ищем дополнительных подрядчиков», говорит Стив Ридольфи, президент компании. Находящиеся в производстве самолеты семейства Global также не забываются – недавно Global 5000 и 6000 получили кабину экипажа Vision Flight Deck. А VIP-версия CSeries уже находится в стадии разработки.
CESSNA
Разработка новых продуктов – это то, от чего Cessna никогда не уклонялась. Даже в этот сложный экономический период, разработчик, имея «проблемную» линейку в нижней части спектра, работает над рядом новых программ.
Citation M2 будет завершен первым. Легкий бизнес-джет, который ликвидирует разрыв между начальным Mustang и легким CJ2+, дебютировал полгода назад, а в марте этого года уже совершил свой первый полет. Самолет должен вступить в строй во второй половине 2013 года. А спустя еще два года начнутся поставки первых бизнес-джетов Latitude. Он разрабатывается, чтобы занять нишу между Citation XLS+ и Citation Sovereign.
Первый полет Citation Ten
Также наблюдается прогресс в программе Citation Ten — расширенной версии суперсреднего Citation X с двигателями Rolls-Royce AE3007C2, эллиптическими законцовками и новой интегрированной авионикой Garmin G5000. Самолет совершил свой первый полет в прошлом году и завершит сертификацию с вводом в строй в 2013 году.
В марте 2012 года Cessna объявила о планах по производству самолетов в Китае, где она видит огромный долгосрочный потенциал. По словам представителей компании, в течении 10-15 лет Китай станет одним из крупнейших рынков деловой и частной авиации в мире. Совместное предприятие будет осуществлять окончательную сборку, покраску, оборудование и летные испытания моделей Sovereign и Latitude для китайского рынка.
К сожалению, Cessna имеет планов по возрождению проекта Columbus, хотя не исключает, что на определенном этапе предложит продукт в верхнем сегменте. «У нашей команды конструкторов и аналитиков есть целый ряд новых продуктов, находящихся в стадии разработки», говорит представитель Cessna.
DASSAULT
Французская компания является единственным традиционным производителем бизнес-джетов, представленным только в верхнем сегменте рынка. Семейство Falcon включает крупногабаритный 2000LX, дальний 900LX и ультрадальний 7X. Год назад, Dassault встряхнул «уютный» суперсредний сегмент введением в него бизнес-джета 2000S, который теперь в компании будет продуктом начального уровня.
Falcon 2000S
Тем временем Dassault продолжает сохранять в тайне подробную информацию о другом проекте. Известно только то, что самолет под условным названием Falcon SMS разрабатывается с чистого листа, совершит первый полет в 2014 году и будет введен в строй в 2016 году. По словам президента Dassault Falcon Джона Росанваллона, сейчас компания работает с поставщиками по этому проекту, но еще не определено, когда будет сделано официальное заявление и озвучены характеристики этого самолета.
EMBRAER
В основе рыночной стратегии Embraer лежит разработка новых самолетов. В течение последних шести лет производитель запустил шесть типов самолетов бизнес-класса — Phenom 100/300, Legacy 450/500/650 и Lineage 1000 — и не делает секрета из своих планов, по конкуренции во всех сегментах традиционных бизнес-джетов.
Наиболее существенный пробел в продуктовой линейке производителя – это отсутствие дальних деловых самолетов. «Эта дыра в нашем ассортименте постоянно находится в поле нашего зрения», говорит Эрни Эдвардс, президент Embraer Executive Jets. «Все, что мы решим сделать в этом сегменте, должно послужить дифференциации. Но наша цель в настоящее время – это вывод на рынок Legacy 450/500».
Legacy 500
Между тем, в настоящее время Embraer строит Legacy 600 исключительно под заказ из-за падения спроса на этот суперсредний джет. «Вы можете подобрать Legacy 600 на вторичном рынке, дешевле, чем можно сделать такой же», говорит Эдвардс. Он также признает, что Legacy 650 начал отнимать рынок у Legacy 600: «С другой стороны за дополнительные 3 миллиона долларов вы получаете гораздо большую дальность полета». Сейчас готовится сборочная линия для производства Legacy 600/650, мощностью до 10 самолетов в год, на заводе Embraer в Харбине, Китай, для удовлетворения потребностей китайского рынка.
GULFSTREAM
Китай также является одним из крупнейших и перспективных рынков для компании Gulfstream. Благодаря «жажде» больших и дальних бизнес-джетов, G450, G550 и G650 здесь очень хорошо продаются. Gulfstream также говорит, что его новейший брэндированный суперсредний G280 расширит привлекательность производителя на азиатском рынке. Сейчас этот самолет продается с поставкой во втором квартале 2015 года. Сертификацию G280 планируется завершить в конце второго квартала 2012 года и сразу после этого начнутся поставки клиентам.
Опытный G650
Заказы на другой бизнес-джет производителя — G650 – растянулись до 2017 года. Поэтому многие клиенты, избравшие его, сейчас покупают G450 или G550, чтобы заполнить пробел до поставки G650. Сертификация и первые поставки сверхдальнего самолета ожидаются в третьем квартале этого года.
HAWKER BEECHCRAFT
Hawker Beechcraft накануне EBACE выглядит не очень уверенно. Хорошо что наконец разрешилась неопределенность в перспективах компании, и может быть добровольное банкротство пойдет на пользу производителю. Ведь финансовые проблемы, наступившие после падения рынка легких и средних бизнес-джетов, поставили крест на новых разработках и доводке существующих самолетов производителя.
Hawker 200 — бывший Premier II — стал жертвой в конце прошлого года, когда программа была приостановлена. По словам вице-президента компании Шона Вика, на доводку самолета требовались значительные инвестиции, но компания не могла выделить средства при таком слабом рынке. Другой легкий самолет Hawker Beechcraft — семиместный Hawker 400XP – пострадал от финансового кризиса в позапрошлом году из-за плохих продаж и низкого спроса. Программы модернизации выпускающихся самолетов также были на голодном пайке на протяжении многих лет.
Hawker 400XPR
Тем не менее, компания нашла силы запустить несколько модернизированных продуктов в прошлом году. В их числе модификация законцовками крыла Hawker 750 и King Air B200GT. Пакет обновления для двухмоторных турбовинтовых самолетов, названных 200GTR, включает к роме в композитных законцовок BLR, четырехлопостные композитные винты. Также пользуются популярностью у клиентов обновления среднего Hawker 800XP и легкого Hawke 400A по программе XPR. «Мы постоянно думаем над вариантами обновления нашей продуктовой линейки, и у нас нет недостатка инженерных идей», говорит Вик. «Однако в нынешних условиях мы должны быть очень консервативными».
Остальные производители в борьбе с кризисом по разному развивали свои продуктовые линейки. В верхнем сегменте рынка, у Airbus и Boeing, имеются хорошие перспективы благодаря быстро развивающимся рынкам Китая и России. В прошлом году Airbus сделал ребрендинг линейки корпоративных самолетов и выделил это продразделение в отдельную компанию. А Boeing недавно анонсировал новые BBJ на основе 737MAX.
Остальные производители также поглядывают в сторону новых рынков. В этом замечены Piaggio, который недавно сертифицировал в России свой турбопроп Avanti II. Падение спроса на традиционном для итальянцев рынке США заставило производителя исследовать новые регионы – Китай, Россию и Бразилию. Honda Aircraft потихоньку продвигается к сертификации в следующем году HondaJet. Eclipse Aerospace придумал новый вариант оригинальной модели – Eclipse 550, однако не смог заручится поддержкой основного акционера Sikorsky в наладке производства этого самолета. Cirrus получил финансирование от китайских владальцев в размере 100 млн. долларов США на программу сверхлегкого джета SF50, а Diamond нашел 35 млн. долларов на свой D-Jet, которые дал неизвестный инвестор.
С учетом таких перспектив, Teal Group прогнозирует, что в течение следующих 10 лет будет поставлено 13879 деловых самолетов на сумму около $310 млрд. Это количество включает в себя 10249 традиционных бизнес-джетов на $249 млрд., 568 корпоративных версий линейных и региональных самолетов на $42 млрд., а также 3062 турбовинтовых деловых самолета на общую сумму $19 млрд.
Для сравнения, за последние десять лет (2002-2011 гг.) объем производства составил 10 886 бизнес-джетов общей стоимостью $198 млрд. В прогнозе Teal, из традиционных бизнес-джетов, 65% (по стоимости) составят модели верхнего уровня, такие как Gulfstream G550, Dassault Falcon 7X. Этот сегмент вырос, так как до момента падения рынка в 2009 года его доля составляла 50% от общего количества, что обозначивает тренд сдвига спроса в пользу более дорогих моделей.
По материалам Flightglobal