Со скромной завистью

В начале декабря в дубайском аэропорту Dubai World Central (Al Maktoum International Airport) прошла традиционная выставка МЕВАА-2016, которая для многих производителей стала своеобразным финалом «выставочного года»

В начале декабря в дубайском аэропорту Dubai World Central (Al Maktoum International Airport) прошла традиционная выставка МЕВАА-2016, которая для многих производителей стала своеобразным финалом «выставочного года». В этом году в Al Maktoum International Airport было «нарядно» и как никогда по-деловому суетливо. В 2016 году, вопреки многочисленным прогнозам, отрасль почувствовала свежий ветер перемен. И пусть о реальном оздоровлении рынка говорить пока преждевременно, позитивные изменения налицо. И для многих производителей уходящий год стал по настоящему знаковым. Впервые в воздух поднялись Bombardier Global 7000, Gulfstream G600 и Cessna Citation Longtitude. Начались поставки Dassault Falcon 8X и HondaJet. Летные программы Pilatus PC-24 и Gulfstream G500 выходят на финишную прямую. Вторичный рынок бизнес-джетов в 2016 году зафиксировал небывалый рост, также, как и инфраструктурные проекты по строительству FBO. 2016 год можно смело назвать годом слияний и поглощений, а также одним из самых успешных для игроков онлайн-рынка. 

В Al Maktoum International Airport производители привезли лучшее. Но для того, чтобы оценить масштаб выставки предлагаем прогуляться по перрону.

В этом году Gulfstream Aerospace представил сразу три модели: G650ER, G550 и G280. И если две последние модели стояли, как бы особняком, то флагман G650ER, представленный на выставке оператором Qatar Executive, стал настоящим гвоздем мероприятия. Огромные очереди и, как нам показалось, предметный интерес – обеспечили бизнес-джету отметку в пять баллов. Как комментирует глава компании Марк Бернс, Gulfstream впервые поставил бизнес-джет на Ближний Восток в 1976 году, сорок лет спустя общий парк американского производителя состоит более чем из 120 самолетов, которые базируются в странах Залива и Северной Африке.

Коллеги американского производителя – французская Dassaul Falcon воспользовавшись последней возможностью в этом году впервые представила публике свой новый 8Х. Появление 8Х в Дубай не случайно. Накануне был получен сертификат типа от авиационных властей ОАЭ. Напомним, что первый 8Х был поставлен в октябре 2016 года, и сейчас к передаче заказчикам готовы более 10 машин. Речь идет о клиентах из Бразилии, США, Европы, в ОАЭ и Индии. Сейчас доля поставок Dassault Falcon в регион составляет около 20% от мировых продаж. Самым популярным джетом по-прежнему является Falcon 7X. Четверть всех поставок приходится на семейство 2000, включая версию Falcon 2000S. Впрочем, с выходом на рынок нового Falcon 8X производитель имеет все шансы увеличить собственную долю в суммарном парке ближневосточных заказчиков. Вторым самолетом на статике стал бестселлер Falcon 2000 LXS.

Канадцы из Bombardier привезли в Дубай целую экспозицию – Learjet 75, Challenger 650 и, конечно же, Global 6000. Еще несколько операторов также представили самолеты производства Bombardier – сингапурская Zetta Jet продемонстрировала новенький Global 5000, еще несколько бортов были выставлены на продажу в дни работы выставки. Но все разговоры на выставке сводились к новому Global 7000, который активно налетывает сертификационные часы за океаном.

Embraer также активно принял участие в МЕВАА, продемонстрировав свои популярные джеты – Legacy 500 и Legacy 650. Малыш Legacy 500 очень хорошо «вписался» в регион, поэтому в Al Maktoum International Airport мы увидели сразу два самолета: ливанский Cedar Executive и саудовский Sky Prime Aviation Services. Cedar Executive в рамках мероприятия подтвердил приобретение второго самолета, а саудовцы рассчитывают увеличить парк уже через пару лет. В рамках выставки BizavNews удалось пообщаться с вице-президентом Embraer по продажам в Азиатско-Тихоокеанский регионе и странах Ближнего Востока Клаудио Камильер, который считает, что следующий год не даст оптимизма производителям – поставки едва ли превысят показатели 2016 года, и вполне возможно немного скорректируются в сторону уменьшения. Но ситуация в корне изменится в 2018 году.

Г-н Камильер по праву может считаться соавтором этого материала, так, как его прогноз и оценка ситуации на рынке региона является самой ценной. Всего в период 2017-2026 годы, по прогнозу аналитиков Embraer, производители поставят 8400 бизнес-джетов на общую сумму в $244 млрд. Для сравнения, прошлый прогноз показывал немного другие цифры – 8166 самолетов на $198 млрд.

На Ближний Восток будет приходится порядка 2% всех поставок или 200 новых самолетов на $8 млрд. В ценовом измерении на долю региона придется 3% от суммарной стоимости всех новых бизнес-джетов. Г-н Камильер объясняет это значительным смещением интереса покупателей в сторону крупных бизнес-джетов. По данным Embraer, флот стран Залива с 2004 года вырос на 7% достигнув отметки в 390 самолетов: 234 ультрадальних бизнес-джетов и 129 самолетов других классов.

Читайте также  Проект HondaJet от Honda будет выполнен, но позже

В ближайшие несколько лет на рынке Ближнего Востока не ожидается активных всплесков, рынок растет, но очень медленными темпами. Сейчас на долю Embraer в регионе приходится 50 самолетов, 42 из которых Legacy 600/650 и Lineage 1000. Самый большой флот Embraer в ОАЭ (19 самолетов) и Саудовской Аравии (12 самолетов).

И конечно же Embraer связывает свои надежды с семейством Phenom и Legacy 450/500. В следующем году продолжатся поставки Phenom 100E в Etihad и Emirates Flight Training. А первые Legacy 500 уже эксплуатируются в регионе и поставки продолжатся в следующем году.

Textron также не остался в стороне, впервые показав дубайской публике Citation Latitude. Машина вызвала неподдельный интерес у посетителей, а представителям компании прибавила работы. Также на статике демонстрировались Cessna Grand Caravan EX и King Air 350 в «миссионной» конфигурации.

Очень приятно удивила Honda Aircraft, которая впервые дебютировала со своим новым бизнес-джетом на Ближнем Востоке. Как ни странно, а на выставке доминировали большие и очень большие лайнеры, «малыш» по-настоящему стал гвоздем первого дня. Его посетили не только главные официальные персоны МЕВАА-2016, но и потенциальные клиенты, каждого из которых лично встречал глава Honda Aircraft Мичимаса Фуджино.

А теперь самое интересное, а именно большие машины. 

Airbus Corporate Jets был представлен самолетом ACJ318 саудовского оператора Nasjet, но интрига скрывалась где-то далеко, в кулуарах. Дело в том, что на рынке активно муссируется новость о стартовом клиенте на новейший Airbus A350 в варианте ACJ. И в Airbus Corporate Jets уже не скрывают, но и не подтверждают официально эту новость. Да, действительно ведутся переговоры с двумя клиентами, один из которых близок к подписанию контракта, сообщил BizavNews источник в компании. Возможно, что в течении ближайших трех месяцев контракт будет подписан. Также источник рассказал, что в ближайшее время компания анонсирует новый ACJ330 на платформе Neo.

Еще одним представителем европейского производителя стал ACJ340 вышеупомянутого саудовского оператора Sky Prime Aviation Services. И здесь позвольте остановиться чуть дольше, так как будут весьма любопытные цифры. Как рассказал BizavNews глава Департамента PR Наиф Аль Эйдан, за 11 месяцев 2016 года суммарный налет парка компании составил порядка 20000 часов, при этом количество рейсов вплотную приблизилось к отметке в 8000. Столь внушительные цифры объясняются особенностью клиентов оператора. «Как правило наш клиент достаточно активен. За один день он может слетать, например, из Эр-Риада в Дубай, а затем в Эль-Кувейт, вечером же он отправляется в Женеву, а на следующий день – в Лондон. На земле наши самолеты проводят очень мало времени», — говорят в компании.

Сейчас на долю местных клиентов приходится почти 85% всего трафика Sky Prime Aviation Services. Основная география полетов, помимо ближневосточного региона, на который приходится две трети всех рейсов, Европа и США. С начала года увеличился трафик и в Россию, но незначительно (+4%). Рейсы в РФ в основном выполняются в интересах нефтяных компаний и государственных ведомств. В компании надеются, что полеты в Россию на фоне изменения экономической ситуации в мире будут расти и среди пассажиров компании вскоре появятся и россияне.

Хотя этот вопрос достаточно спорный. Самолеты оператора одни из самых дорогих на рынке. Так 77-местный ACJ340, который предлагают для чартерных рейсов с ценником от $22000 за летный час, сложно отнести к доступным. Да и категория пассажиров, пользующаяся услугами оператора, сплошь королевские особы и нефтяные магнаты в этом мы смогли убедиться, поднявшись на борт самолета. Оказавшись на борту, вначале просто теряешься, а потом отчетливо понимаешь, что этот пассажир никогда не перейдет на суперсредние и даже ультрадальние джеты – уровень не тот, как бы парадоксально это не звучало. Сейчас парк Sky Prime Aviation Services состоит из самолетов ACJ340-200 (77 мест), ACJ330-200 (47 мест), ACJ319 (42 места), ACJ320 Prestige (39 мест). Американский «авиапром» представлен двумя джетами Gulfstream G450 и Gulfstream G550, есть в парке компании и новейший Embraer Legacy 500.

Читайте также  Dubai Air Show 2019 – обратный отчет

Вы спросите, где же Boeing Busines Jets? Успокаиваем, целых четыре самолета различных классов демонстрировались на МЕВАА. Самым роскошным мы посчитали BBJ767 компании Comlux. И вы поймете почему. Рынок деловой авиации стран Персидского Залива прочно ассоциируется у клиентов и простых обывателей с роскошью и размахом. Клиенты с Востока привыкли летать в комфортных условиях, которые в чем не уступают условиям земным, а зачастую и превосходят их. Наличие спальной комнаты или, например, ванной – это вовсе не каприз клиента, а необходимость, которую операторы ставят во главу угла, делая салоны своих самолетов максимально комфортными для многочасовых перелетов, как бы соревнуясь друг с другом за право предоставить самый лучший вариант. Что же касается телефонии, систем развлечений в полете или Wi-Fi, то здесь ближневосточные компании идут на шаг впереди своих коллег. Как правило лайнеры становятся настоящим летающим офисом, позволяющим прекрасно отдыхать в полете и продуктивно работать. Поэтому именно на Ближнем Востоке сосредоточено наибольшее количество VVIP лайнеров, которые относятся к верхнему ценовому сегменту, доступных для частных рейсов.

BBJ767 компании Comlux очень часто называют королевским бортом и это не случайно. Второго такого самолета нет. 30 ступенек по трапу, и Вы оказываетесь в раю. Классический Boeing 767 вмещает чуть более 250 пассажиров. Этот же лайнер рассчитан всего лишь на 63 путешественника. При этом самолет предназначен исключительно для VVIP персон, так как почти две трети мест предназначены для сопровождающих лиц.

Поражают дизайнерские решения, которые заточены под индивидуальные потребности клиента. Строгие формы, максимальный комфорт и ничего лишнего – традиционный консервативный подход к организации отдыха пассажиров и его работе. Ничего не должно отвлекать клиента от его мыслей и настроения. Приватная обстановка на борту подчеркивает индивидуальность главного пассажира, а применение дорогих отделочных материалов и отсутствие ярких раздражающих цветов, а также лишних элементов салона, усиливают впечатление от увиденного. Самолет действительно напоминает роскошные апартаменты, где одинаково хорошо наслаждаться видами из иллюминатора и оставаться на связи с миром, решая все вопросы быстро и оперативно. В компании отлично понимают, что самолет заточен под очень важных персон, среди которых главы государств и члены королевских семей. Поэтому салон продуман до мелочей. Перед каютой главного пассажира предусмотрена спальня и туалетная комната с душевой кабиной. Все это больше напоминает королевский номер в Hotel President Wilson. Сложно описать ту роскошь, которую мы увидели, но можно быть уверенным, что многочасовой полет ни в коей мере не повлияет на бодрость пассажира и его работоспособность, даже если он пересек много часовых поясов. А ведь время беспосадочного перелета может составить 14 часов. И впервые мы на борту самолета библиотеку.

Вмещая 63 пассажира, салон самолета позволяет главному пассажиру и его приближенным путешествовать с исключительным комфортом и приватностью, в то время как просторное отделение в хвосте полностью организовано для членов делегации и сопровождающих лиц. На борту установлены кресла трансформеры первого класса с бесплатным Wi-Fi интернетом, телефоном и развлекательной системой (Satcom, Airshow). Так что сопровождающие первого лица также имеют возможность в очень комфортных условиях путешествовать по миру, оставаясь всегда в отличной физической форме. И еще одна ремарка. Багажное отделение рассчитано на 300 больших чемоданов «евро-стандарт» (общий вес багажа 10 тонн), так что с собой в полет можно взять все необходимое, а в багажном отделении можно провести и собственный автомобиль.

Собравшись с мыслями, мы идет дальше на борт BBJ компании Royal Jet. Ближневосточный оператор, базирующийся в Абу-Даби, в рамках модернизации самолетного парка получил первый из двух заказанных, полностью кастомизированный бизнес-джет BBJ1 (он и был нашим объектом на выставки). 34-местный самолет обошелся оператору в весьма скромную сумму — $80 млн. ($50 млн «зеленый» самолет + $30 млн. установка интерьера и дополнительного оборудования). Разработкой интерьера занималось известное нью-йоркское дизайн-ателье Edese Doret Industrial Design, которое первым предложило на рынке VIP концепт для Boeing 787-9 Dreamliner. В итоге получился настоящий летающий дворец, в котором проще назвать то, чего нет. Салон разделен на три зоны, включая переговорную комнату и уютную спальню. Примечательно, что впервые было реализовано уникальное решение по размещению ванной комнаты. В самолете нет классического душа, а присутствует именно ванная, полностью выполненная из мрамора. Самолет «нашпигован» современными системами связи и развлечений на борту, а так называемый «бизнес-класс» по своему удобству и функциональности не уступает суитам регулярных авиаперевозчиков. Это первый BBJ в мире с интернет-системой KA Band Wi-Fi (доступны услуги Netflix и IP). Впрочем, детально описать салон представляется достаточно сложной задачей, проще все удивить самим.

Читайте также  Три года лидерства

Ну и этим в BBJ не ограничились. На статике были выставлены еще несколько самолетов – BBJ1 и BBJ757. Впрочем, у нас не хватит места, чтобы подробно описать все.

Поэтому возьмем паузу и отправимся в павильоны. В выставочном центре компании устроили своеобразное ралли за лучшее дизайнерское решение. Стенды изобиловали оригинальностью. Было много русской речи, но единственным экспонентом стала российская компания А-Групп, стенд которой пользовался популярностью среди гостей МЕВАА и вызывал неподдельный интерес, как к Москве и Санкт-Петербургу, так и к России в целом.

По словам Надежды Туровской, директора по PR и маркетингу компании А-Групп, четко прослеживается тенденция восстановления рынка, о чем и рассказывают гости компании. Вместе с этим зарубежные коллеги связывают большие надежды с российским рынком бизнес-перевозок, и поэтому А-Групп становится все более интересна.

Также в рамках выставки были запланированы и ряд имиджевых мероприятий. Мы посетили почти все, но наиболее интересным стало открытие нового FBO в Al Maktoum International Airport. Нас любезно пригласили друзья из Jetex, и мы своими глазами увидели, что удалось построить и что будет реализовано в будущем. Dubai FBO расположен в Al Maktoum International.И именно этот аэропорт станет основным для компании уже в июне 2017 года, когда VIP-терминал, которому уже негласно присвоили статус «семизвездночного», будет полностью задействован для обслуживания пассажиров и самолетов. Все детали держатся в тайне, но известно, что новый комплекс будет обслуживать ExecuJet, Falcon Aviation Services, XJet, Jetex Flight Support и Jet Aviation и станет крупнейшим в ОАЭ.

BizavNews посетил церемонию открытия нового комплекса, который по своей площади больше напоминает региональный отечественный аэропорт. Пассажирский лаундж – это исключительный дизайн, оригинальные цветовые решения и детально продуманные элементы отделки. Именно так кратко можно описать увиденное. Первое, что бросается в глаза – в VIP Terminal пересеклись традиционные восточные мотивы и ультрасовременные европейские тренды, здесь одинаково комфортно и привыкшим к суете мегаполисов японцам, и ведущим размеренный образ жизни катарцам. Приватные переговорные комнаты соседствуют с великолепным холлом, из которого открывается прекрасный вид на перрон, а обслуживающего персонала словно не существует.

Мы проделали путь «рядового» пассажира. Оформление нашего путешествия началось и закончилось около роскошной стойки регистрации, где у нас попросили лишь паспорт. Все пограничные и иммиграционные формальности проходят уже без присутствия пассажира. Далее нас пригласили в зал ожидания. Его площадь 1500 квадратных метров и здесь могут одновременно разместиться несколько футбольных команд. Впрочем, такого столпотворения здесь не бывает никогда. Как правило пассажиры прибывают в терминал за несколько минут до вылета или на переговоры с деловыми партнерами. В ожидании посадки в терминале можно купить от часов Cartier Secret Watch with Phoenix до Rolls-Royce. Кстати, на последнем Вас отвезут к самолету. А для желающих уединиться в терминале предусмотрены роскошные приватные комнаты с душевыми кабинами и отменной кухней. Для встречи с партнерами к услугам конференц-залы, оснащенные по последнему слову техники. В терминале работают несколько выставок современного искусства, а для ценителей книг – шикарная библиотека. И везде Вы ощущаете полный покой.

И все-таки, как нам показалась, МЕВАА – выставка для своих. Местная публика предпочла местные компании американцам или европейцам, которые себя чувствовали немного иначе, чем на той же NBAA или ЕВАСЕ. Основной накал событий мы наблюдали именно на стендах операторов из региона, которые действительно за три дня работы получили массу новых клиентов. Это было видно из разговоров и весьма приподнятого настроения. И пусть все говорят о каких то негативных трендах, ближневосточные клиенты по прежнему стараются не отказывать себе в роскошных перелетах, чем безусловно пользуется многочисленная армия перевозчиков, которые предлагают не только новые условия, но и зачастую современный воздушный парк. 

Добавить комментарий